В полдень 11 ноября стартовала открытая регистрация доменных имен в кириллической зоне РФ. До этого времени на протяжении почти года производилась так называемая приоритетная регистрация, в рамках которой домены на кириллице разрешалось регистрировать лишь держателям одноименных торговых марок, НКО, СМИ и госструктурам. При этом цена услуги составляла 1200 рублей за каждый домен. Теперь ограничения сняты, цены приравнены к таковым в зоне RU (600 рублей в год у РуЦентра), и стать обладателем кириллического адреса, оканчивающегося на .РФ, сможет любой, кому не жаль денег на это удовольствие. Теоретически услуга доступна лишь гражданам и резидентам России, но, разумеется, способы обхода этого ограничения давно предлагаются теми самыми регистраторами, которые, по идее, призваны следить за его строгим соблюдением. Как это часто случается в отечественной практике, заборы в чистом поле для того и городятся, чтобы дать лукавым охранникам приработок.
|
Торговцы кириллическими доменами (всего в зоне .РФ аккредитовано 20 компаний-регистраторов) прогнозируют ажиотажный спрос на свой новый товар. Один регистратор предрек, что до конца недели будет продано 80 000 доменных имен, а до конца года — целых 140 000. Если предположить, что с 15 ноября до 31 декабря темпы регистрации будут равномерны, такой прогноз означает, что суточная активность покупателей имен после первых дней лихорадки обрушится примерно в 15 раз. Если б речь шла о любом другом товаре или услуге, подобное падение спроса можно было бы назвать катастрофическим. Но рынок доменных имен — это торговля воздухом в чистом виде, где себестоимость услуги пренебрежимо мала, а маржа запредельна. Понятно, что торговать воздухом по 1200 рублей за глоток выгодней, чем по 600, но даже тот скромняга, который выставит цену в 100 рублей, не останется внакладе.
Кому же регистраторы намерены продать первые 80 тысяч кириллических адресов за четыре дня? Согласно их собственной официальной версии, спрос на домены .РФ должны предъявить создатели новых интернет-проектов, «опоздавшие к раздаче» в зонах RU, COM и NET, где все «козырные» имена уже давно разобраны. А в кириллической зоне они пока свободны, и это редкий шанс для новых предпринимателей застолбить свое место на карте русского интернета.
На самом деле, разумеется, никакой создатель новых интернет-проектов в здравом уме и ясной памяти не рискнет делать ставку на кириллический домен ввиду очевидного идиотизма такой затеи. 80 миллионов пользователей русскоязычного интернета (как и полтора миллиарда пользователей интернета глобального, включая 420 миллионов китайцев, 99 миллионов японцев, 71 миллион индийцев и 36 миллионов корейцев) благополучно обходятся в доменных именах латиницей — и будут обходиться ею впредь. Человек, который в свое время не сумел получить для своего проекта адрес vodka.ru, но подсуетился с адресом «водка.рф», и станет его на радостях продвигать, банально подарит все плоды своей радийной, телевизионной и печатной рекламы корпорации «Русский Стандарт», хозяйке одноименного латинского домена…
Так кто же на самом деле ломанется выкупать 80 тысяч адресов в зоне .РФ в первые дни регистрации? И кто купит еще 60 тысяч за последующие 45 дней? На кого в действительности рассчитывают торговцы этим необычным товаром?
До конца недели основную массу сделок обеспечат две категории покупателей: сквоттеры и их потенциальные жертвы. Сквоттеры — компании и частные лица, которые «столбят» козырные имена и чужие торговые марки с целью последующей их перепродажи. Жертвы — владельцы торговых марок и интернет-проектов с адресами в разных некириллических зонах. Регистрация в .РФ является для них дешевым способом избежать последующего шантажа и иного репутационного ущерба от деятельности сквоттеров. Гонка между этими двумя категориями покупателей началась еще с этапа приоритетной регистрации. Владельцы товарных знаков подавали заявки на свои охраняемые названия, а сквоттеры пачками столбили торговые марки, учреждали фиктивные НКО и СМИ, чтобы заполучить одноименные «козырные» адреса. Так появились в России СМИ с названиями «Водка» и «Пиво», и НКО вроде Потребительского общества рекреации «Наше озеро» (сокращенно: ПОРНО) или Открытая независимая логистическая ассоциация «Йота Н» (сокращенно: ОНЛАЙН). Эти фиктивные конторы зарегистрировали на себя адреса порно.рф и онлайн.рф с единственной целью перепродажи тому, кто больше заплатит. Координаторы зоны .РФ сделали вид, что борются против подобных злоупотреблений, введя мораторий на передачу доменных прав в этой зоне сроком на год. Но условия моратория изумительно заточены под нужды сквоттеров: домены подлежат продаже только вместе с теми однодневками, на которые они зарегистрированы. Покупателю эти пустышки, разумеется, так же не нужны, как и продавцу. Но по правилам он обязан выкупить их, чтобы стать законным владельцем домена. Читатель может удивиться, почему Координационный центр национального домена сети Интернет, составляя правила, столь откровенно подыгрывает сквоттерам, но удивляться тут нечему: именно они обеспечивают львиную долю регистраторского бизнеса. Отчасти — своими оптовыми заказами, отчасти — тем страхом, который они наводят на добросовестных владельцев торговых марок, вынуждая тех покупать никому, в сущности, не нужный товар, вроде яндекс.рф или гугл.рф.
Есть еще и третья категория покупателей бесполезных доменов, самая многочисленная. Это банальные лохи. Именно они раскупят к концу года те 60 тысяч имен, которыми не заинтересовались ни сквоттеры, ни владельцы торговых марок. Интересный нюанс: лохи не идиоты. Кириллические домены нужны им не для создания новых интернет-проектов с запоминающимися именами. Лохи мечтают стать сквоттерами, заработав деньги без труда и по-быстрому. Просто они до этого додумались спустя годы после того, как поезд ушел… Лохи будут скупать слова, которые им самим кажутся «козырными», в надежде их потом кому-нибудь впарить за много тысяч долларов. Естественно, надежды эти не сбудутся. Но регистраторы доменных имен отлично заработают на несбыточной надежде лохов найти в интернете кого-то глупее себя.
|