Постановление правительства о сборе 1% стоимости физических носителей информации в пользу правообладателей принято почти два месяца назад. Но формула, по которой будут поделены деньги, пока не выработана.
|
Российский союз правообладателей (РСП), получивший государственную аккредитацию на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, пытается выработать формулу распределения собираемых средств среди авторов. 1% от стоимости физических носителей информации может составить до $200 млн ежегодно.
Как делить деньги
Общий принцип распределения доходов определен. Советом РСП установлено, что на покрытие собственных расходов будет удерживаться не более 15% от собранных средств. Остальные 85% будут распределяться между правообладателями в пропорции: 40% — авторам музыки и кино, 30% — исполнителям, еще 30% — изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
Но как конкретно будут делиться деньги, кто из авторов и исполнителей может претендовать на часть собранных средств, и какова эта часть, пока не ясно.
«Основные теоретические положения должны быть разработаны до конца года Исследовательским центром частного права. Задача ведь поставлена —разработать чуть ли ни новую конвенцию об авторском праве. Юристы тоже люди, и тоже люди довольно творческие. Если юридическая муза не посетит, то процесс может затянуться», — сказала в интервью корреспонденту Infox.ru Екатерина Чуковская, заместитель министра культуры РФ.
Представители правообладателей уверены: разрабатываемая формула должна учитывать и телевизионные рейтинги, и рейтинги кинопроката, и степень популярности контента в сети.
$30 миллионов на накладные расходы
Екатерина Чуковская прокомментировала и величину расходов РСП, которые составляют 15%, или до $30 миллионов в год: «Существует иллюзия, что это огромные деньги. На самом деле, это огромный труд – эти деньги собрать».
Впрочем, председатель совета директоров Российского авторского общества (РАО) Сергей Федотов выразил уверенность в том, что процент средств на обеспечение деятельности представителей правообладателей будет снижаться. «Мы не коммерческая организация, мы не имеем права зарабатывать деньги, — заявил он, — мы можем их только собрать и распределить среди правообладателей. Потратить деньги мы можем только на зарплаты нанятых сотрудников и на аренду офиса».
Сергей Федотов в беседе с корреспондентом Infox.ru подчеркнул, что является наемным работником, которого наняли правообладатели для того, чтобы он представлял их интересы. На вопрос, много ли последователей оказалось у инициаторов акции «30 копеек для Михалкова», которую в знак протеста организовали недовольные новым сбором блогеры, Сергей Федотов ответил: чистые болванки и деньги прислали двадцать восемь человек.
Деньги для авторов-пенсионеров
Екатерина Чуковская считает, что без развития авторского права невозможна не только интеграция в мировое сообщество, но и элементарная защита интересов наших правообладателей за рубежом.
«Когда-то авторское право возникало как право территориальное. Сейчас использование произведений происходит независимо от границ. Хотелось бы не только присоединиться ко всем имеющимся правилам, потому что только на основе взаимности можно охранять иностранных авторов и рассчитывать на охрану своих авторов за границей. Все цивилизованные страны какие-то системы уже ввели, для нас сейчас есть не только возможность интегрироваться в этот процесс, но и предложить что-то новое».
Заместитель министра культуры РФ утверждает, что нельзя криминализировать общество, обвиняя каждого в пиратстве. Необходимо найти такую схему, при которой сбор вознаграждения для авторов будет простым и удобным, потребители не будут конфликтовать с законом, а интересы правообладателей будут защищены. В «болваночном сборе» Екатерина Чуковская видит прообраз такой системы.
Сергей Федотов заявил, что сейчас, пока формула раздела вознаграждения между авторами не разработана, единственным способом поддержать авторов-пенсионеров остается выделение именных грантов. Именно так удается оказывать финансовую поддержку пожилым композиторам и исполнителям.
Болваночный сбор не отменяет борьбу с пиратством
Впрочем, сами правообладатели настроены гораздо решительнее, чем их представители и чиновники министерства культуры РФ.
Кинорежиссер и актер Федор Бондарчук заявил, что нелегальные копии фильма «Обитаемый остров» были скачены с торрентов в первые дни проката более миллиона раз. Режиссер считает, что нелегальное потребление контента наносит удар по доходам правообладателей. «Производителю практически невозможно работать», — сказал Федор Бондарчук.
Актриса Ирина Мирошниченко сообщила о том, что актеры всегда работали за мизерную зарплату, и после выхода на пенсию не имели возможности получать достойные доходы. «У меня очень радужные надежды на РСП», — заявила актриса. В качестве примера Ирина Мирошниченко привела судьбу актера Вячеслава Тихонова. Созданные актером образы тысячи раз транслировались телевизионными каналами, не принося своему создателю ни копейки.
Поддержал коллег и генеральный директор студии «ТРИТЭ» Леонид Верещагин. «Любой ординарный фильм имеет сотни тысяч скачиваний сразу после выхода», — считает он. Леонид Верещагин утверждает, что нелегальное скачивание фильмов наносит ущерб как кинопрокату, так и продажам DVD.
На вопрос корреспондента Infox.ru о том, видит ли он в интернете канал легальных продаж фильмов, генеральный директор студии «ТРИТЭ» заявил, что этот канал заменит собой продажи DVD и в будущем станет единственным каналом доставки контента для домашнего просмотра. «Но введение сбора с физических носителей не отменяет борьбу с пиратством», — подчеркнул Леонид Верещагин. Бороться с пиратством любых масштабов нужно, даже если оно минимально, считает предприниматель. «Если багажник вашей машины без вашего ведома приоткрыли чуть-чуть, — вам неприятно? – поинтересовался предприниматель, — вот и нам неприятно, когда скачивают контент, правами на который мы владеем».
|